Изображение сверхгиганта Антарес сделанное при помощи телескопа.

Антарес — сверхгигант класса M, с диаметром примерно 2,1·109 км[3]. Его светимость в видимом диапазоне волн превышает солнечную в 10 000 раз, но учитывая тот факт, что звезда излучает значительную часть своей энергии в инфракрасном диапазоне, общая светимость превышает солнечную в 65 000 раз.

Масса звезды составляет от 12 до 13 масс Солнца. Огромный размер и относительно небольшая масса говорят о том, что у Антареса очень низкая плотность.

Антарес лучше всего виден в мае, когда звезда находится в противостоянии с Солнцем. Значительное южное склонениезвезды создает сложности для наблюдения в средних широтах. На широте Москвы Антарес можно найти низко над горизонтом при хороших условиях наблюдения (отсутствие ветра, светового загрязнения, облаков). В более северных широтах (например, на широте Петербурга), номинально восходя, Антарес практически не виден, не только из-за его низкого положения над горизонтом, но и потому, что он всегда скрывается в лучах Солнца из-за белых ночей.

Недавно астрономы при помощи современных телескопов смогли детально рассмотреть сверхгигант Антарес. Кроме того, они составили единственную в мире карту передвижения материи, которая находится в атмосфере сверхгиганта.

При этом была обнаружена турбулентность, о которой пока что ничего не известно.

сверхгигант Антарес
Сверхгигант Антарес

Астрофизики из института Католика дель Норте, который находится в Чили, применили интерферометр крупного телескопа  VLTI для картографии и анализа передвижения материи по поверхности звезды. Изображение получилось настолько качественным, что сравнимо лишь со снимком Солнца.

Финальный период существования таких звезд весьма интересен ученым, ведь и по сей день тайна их резкой потери массы неразгаданна. Лишь VLTI позволяет немного приблизиться к разгадке всех тайн этого гиганта и рассмотреть газообразования в его атмосфере. Кейчи Онака сообщил прессе, что разгадав резкое снижение объема, его команда постарается определить факторы, влияющие на появление турбулентности.

Для создания карты астрономы применили сразу три телескопа и оборудование AMBER. Так появились первые из данных в инфракрасном спектре, из которых и создали карту поверхности звезды. Полученные снимки позволили рассчитать движение газов на поверхности планеты и ряд их скоростных характеристик.

Ученые обнаружили турбулентность и разреженный газ гораздо дальше от звезды, чем предполагалось, и посчитали, что это движение не могло быть вызвано эффектом конвекции — массивного движения вещества, которое переносит энергию из ядра звезды к внешним слоям атмосферы. Зафиксированное учеными явление может быть результатом нового, ранее неизвестного астрофизикам процесса, который проходит в расширенных атмосферах красных сверхгигантов, подобных Антаресу.

Оборудование, которое уже успело послужить, собираются и дальше применять, но теперь уже для других звезд. «Наша работа выведет астрофизику звезд на новый уровень и откроет новые горизонты наблюдения за звездами», – пишут авторы исследования.